Говорящий детский сад

Основой современного дошкольного образования является развитие детской инициативы и самостоятельности, поддержка разнообразия детства. Константин Дмитриевич Ушинский говорил, что «В развитии ребенка образование и среда играют большую роль, чем наследственность…

Слайд2

Сегодня в современной педагогике актуально такое понятие как «Говорящая среда». Говорящая среда – это технология организации мотивирующей образовательной среды, это инструмент обучения, развития и воспитания.

В «Говорящей среде» слышен голос ребенка. Она дает возможность ребенку ощутить и увидеть себя в «своем» пространстве, проявить активность и инициативность, понять собственную значимость.

Для педагога «Говорящая среда» — рассказывает об интересах и приоритетах детей, помогает эффективно планировать взаимодействие с детьми, оставаясь равноправным партнером, помощником в реализации детских идей.

Родителям она рассказывает о том, чем наполнена жизнь детей в детском саду, помогает организовать продуктивное взаимовыгодное сотрудничество.

Слайд3

Остановимся подробнее на «голосе ребенка». Голос ребенка – это та информация, та энергия, тот посыл, что доносится из «следов» детской деятельности. В нашем детском саду «наследить» детям помогают мотивационные точки пространства, организованные педагогами совместно с детьми.

 

Мотивационными точками пространства в развивающей среде являются интерактивные стенды или так называемые «говорящие стены». Это любые вертикальные поверхности группового пространства, на которых педагог совместно с детьми или дети самостоятельно размещают различную актуальную, сменяемую информацию.

Интерактивные стенды отражают тему над которой работают дети, содержат фото текущей деятельности, схемы, карты. Такой интерактивный стенд чаще всего располагается ближе к точке общего сбора для обсуждений в формате «Утреннего круга» или «Детского совет

На говорящих стенах группового пространства можно разместить:

  • интерактивный стенд «МЕНЮ», на котором дети, самостоятельно, размещают меню на день и назначают дежурных;
  • стационарный или мобильный стенд «Задание дня»; «Вопрос дня», где дети имеют возможность решать поставленную перед ними задачу и отмечаться о ее выполнении, активно сотрудничать в поисках решений.
  • интерактивный «Ростомер», предлагает ребенку выбрать систему измерения, отметить результат в специальной табличке, провести сравнительный анализ результатов других детей.
  • мотивационная точка «Я пришел», «Мое настроение», «Мои достижения», отличное место, где можно показать свою индивидуальность, поделиться интересными фактами о себе, получить информацию о других в доступной форме.
  • мотивационные точки творческой активности, помогают реализовать технологию «Вертикального рисования» или «Мобильного рисования». Во время такого рисования ребята получают много положительных эмоций от самого процесса творчества, фантазируют и прекрасно взаимодействуют между собой.
  • Слайд10
  • Еще одной мотивационной точкой являются ведение совместно изготовленные календари. Календарь именинников. Линейный календарь событий, в котором дети самостоятельно или совместно с педагогом придумывают какие события будут происходить в ближайшее время в группе. Делают соответствующие пометки в виде стикеров, рисунков, надписей.Слайд8
  • места для детский публикаций, это неотъемлемая часть говорящей среды. Ребенок лучше знает где бы он хотел разместить свою работу.
  • Мотивационной точкой в старшем дошкольном возрасте является «Азбука темы» — размещается в начале новой темы и доступен до тех пор, пока не потеряет свою актуальность. В «Азбуке» нет не правильных слов, все слова, появившиеся там имеют право на существование.
  • Еще одна мотивационная точка — это «Книга открытий», которую ведут дети в группе на протяжении всего учебного года.
    1. Каждая страница (разворот) «Книги открытий» — это тема над которой будут работать дети определенный срок.
    2. При составлении страницы книги, дети отвечаю на вопросы: Что мы знаем по теме? и Что мы хотим узнать? Как мы будем это делать?
    3. Информация на странице может быть представлена в виде рисунков, надписей, коллажей из картинок, схем по выбору детей
    4. Книга всегда доступна детям.
    5. Дети имеют возможность внесения изменений в страницы.

Портфолио Книга открытий

 

  • Уходя за пределы группового пространства, важно продолжать организовывать мотивационные точки, например, организуя говорящую среду на улице, на участке детского сада, давая возможность детям участвовать и в организации данного пространства, в котором проходит большая часть дня в теплое время года.

    Детский сад должен быть пространством детской реализации, местом где взрослый следует за ребенком, помогая его активности…

photo_2023-12-14_15-32-16 photo_2023-12-14_15-32-00 photo_2023-12-14_15-31-39 photo_2023-12-14_15-31-23 photo_2023-12-14_15-30-53 photo_2023-12-14_15-30-47 photo_2023-12-14_15-30-32