Образовательный проект «Музей в чемодане»
Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, по-прежнему остаётся уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры. Несомненно, экскурсии в музеи, особенно семейные, благоприятно влияют на развитие ребенка. В то же время отмечено, что посещение музеев детьми дошкольного возраста не всегда приносит ожидаемый педагогический эффект.
Образовательный проект «Музей в чемодане», как способ изучения культурного наследия разных эпох в условиях ДОУ.
Отторжение подрастающим поколением отечественной культуры, общественно-исторического опыта — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
Музеи действуют в сфере дополнительного образования, куда можно прейти в свободное время, но в наши дни загруженность родителей не всегда позволяет выделить время для походов в музей. Общаясь с детьми понимаешь, что не которые ни разу не были в музее и не представляют, что это такое. Модернизация в системе образования, способствует пониманию необходимости музейной педагогике, но в тоже время стало проблематично вывозить детей за пределы дошкольного учреждения, поэтому актуальным решение проблемы, стало создание музеев в дошкольном учреждении. Новизна опыта заключается в реализации, поиске и разработке инновационных подходов к решению задач по формированию у детей представлений о музее. Не во всех садах можно организовать музейное пространство, поэтому хорошим решением проблемы стал «музей в чемодане».
Одна из основоположниц отечественного дошкольного образования в ХХ веке профессор Е. И. Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку.
Знакомство с коллекциями стимулирует эмоциональное и духовное обогащение детей, расширяет культурный кругозор. Это вносит в дошкольное образование, новизну и стимулирует дальнейшее развитие всесторонней деятельности.
«Консервативные» лекции уходят в прошлое, им на смену пришли интерактивные с элементами игр, наполненные непосредственной деятельностью детей. Широко практикуются активные формы познания, где ребенок может свободно высказывать свое мнение и выполнять творческие задания.
Объединение взаимодействия музея и образования — отражение общей тенденции к интеграции различных сфер знания и деятельности. Практика показала, включенность музея в общеобразовательный процесс способствует формированию нравственной готовности человека, к стремительным изменениям в мире, быть участником происходящих социальных преобразований.
В работе с музеем надо подходить, как к педагогическому процессу, исходить из строгого соблюдением возрастных особенностей. Даже маленький ребенок может оказаться в музейном пространстве, но знакомство с миром искусства надо построить с учетом его внутреннего мира.
А. Бакушинский первый в России осмыслил концептуальный подход к художественному развитию ребенка средствами музейной и образовательной среды, сделав попытку объединить профессиональное искусствоведение и педагогическую практику.
Целью создания музея является создание вокруг ребёнка одухотворённой среды, приобретение личного опыта соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир.
Задачами мини-музея стали:
Знакомство дошкольников с музеем, его значением и коллекциями.
Формирование чувства истории, чувства времени, ощущение неразрывной связи прошлого с настоящим и будущим.
Формирование нравственных ориентиров и патриотических чувств у дошкольников.
Развитие творческого мышления, воображения, фантазии.
Повышение роли музеев в образовании и воспитании.
Повышение профессионального уровня педагогов.
Идея создания музея, который можно приносить детям и моделировать под возраст и особенности детей, возникла из-за отсутствия места для отдельной выставки. Музеем стали старые чемоданы, которые отыскали на дачах и антресолях. При выборе профиля мини-музея определились с направлениями. Рассматривали выбор направлений с точки зрения актуальности и возможности приобретения и сбора. Было собрано три коллекции для младшего возраста — это коллекция матрешек, для старшего возраста коллекция значков и фотоаппаратов.
Собирали экспонаты всем коллективом с привлечением родителей, которые сначала не охотно включались в процесс, но потом стали спрашивать и интересоваться, активнее приносили конечно же значки, по крупицам, все же удалось собрать экспонаты для мини музеев. Коллекции поместились в чемодан, а также рисунки, тексты, фотодокументы, слайды, фильмы, творческие задания по теме.
Методический процесс организации «Музея в чемодане» в детском саду оказался увлекательный. Он включал следующее:
Сбор коллекций.
Составление библиографии по коллекциям.
Повышение квалификации педагогов путем изучения материала по коллекциям.
Использование электронных образовательных ресурсов, подбор материалов.
Подбор художественно-дидактических пособий.
Всю работу по созданию мини-музеев можно разделить на три этапа:
подготовительный, практический, деятельный.
Рассматривалось все с точки зрения применяемости в повседневной жизни образовательного учреждения.
На подготовительном этапе:
Выбрали направление и обсудили возрастные интересы детей.
Определили перспективы создания коллекций и возможности сбора коллекций и их пополнения.
Определились с оформлением и размещением экспонатов.
Разработали формы работы с коллекциями, разработали конспекты с использованием коллекций.
Практический этап деятельности состоял в оформлении старых чемоданов под нужную коллекцию. Коллекция матрешек была оформлена в русском народном стиле. Коллекцию значков было решено оформить с элементами спорта и делать акцент на физическое воспитание, так как значков спортивных оказалось больше, а эта тема актуальна. Коллекцию фотоаппаратов, оформили старыми и новыми фотографиями, что сразу дает почувствовать контраст времен.
Музей передвижной, его можно перемещать, что экономит пространство, но при необходимости получения новой информации дает возможность им воспользоваться. Не находясь постоянно в игровом пространстве, позволяет сохранять к нему интерес и не утомляет детей.
В процессе создания коллекций родители постепенно, становились активными участниками, что способствовало стимулированию познавательной активности детей. Формировало партнёрские отношение, развивало доверие и уважение к педагогам со стороны родителей.
Деятельный этап работы был самый значимый. В нем постарались использовать все методы работы с детьми. Во многих музеях к экспонатам нельзя прикасаться, а дошкольникам хочется всегда не только посмотреть, но и потрогать. В создании наших музеев учитывали эту особенность и чем младше возраст, тем с коллекцией больше можно действовать. Ведущей деятельностью является игра, ребенок не только смотрит, но и прикасается, производит познавательную деятельность, он не просто созерцатель, а участник процесса. Когда ребенку дают возможность потрогать, рассмотреть в близи, произвести действия с экспонатом, он начинает интересоваться тем, что попало к нему в руки, заинтересованность помогает легче усваивать материал. В старшем дошкольном возрасте высокая зрительная активность позволяет визуально рассмотреть экспонаты, а тяга к общению подводит детей к множеству вопросов по поводу форм, цвета, фактур, что свидетельствует о готовности психологического восприятия коллекций.
Работа с экспонатами строится по принципам:
Наглядности, коллекции содержать большой наглядный материал.
Интеграции, учитывается содержание образовательной программы ДОУ.
Научности, экспонаты рассказывают о явлениях в выбранной темы, доступным для ребенка языком.
Мобильности, композиции переносятся в нужное помещение.
Доступности, все экспонаты доступны для детей.
Музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становятся незаменимыми помощниками в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество.
Деятельность и знакомство с экспонатами, в спокойной повседневной обстановке, когда не надо спешить и не кто не мешает, очень увлекает детей, она естественно стимулирует их творческую мысль, укрепляет и развивает познавательные интересы и индивидуальные особенности детей.
«Музей в чемодане» помог практически претворить новые педагогические идеи и методики, стал одним из способов организации образовательной среды и деятельности педагогов и детей.
Список использованной литературы
Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учебное пособие – М., Высш. шк., 2004 – 216 с.
Образовательный проект «Музей в чемодане», как способ изучения культурного наследия разных эпох в условиях ДОУ.
Отторжение подрастающим поколением отечественной культуры, общественно-исторического опыта — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
Музеи действуют в сфере дополнительного образования, куда можно прейти в свободное время, но в наши дни загруженность родителей не всегда позволяет выделить время для походов в музей. Общаясь с детьми понимаешь, что не которые ни разу не были в музее и не представляют, что это такое. Модернизация в системе образования, способствует пониманию необходимости музейной педагогике, но в тоже время стало проблематично вывозить детей за пределы дошкольного учреждения, поэтому актуальным решение проблемы, стало создание музеев в дошкольном учреждении. Новизна опыта заключается в реализации, поиске и разработке инновационных подходов к решению задач по формированию у детей представлений о музее. Не во всех садах можно организовать музейное пространство, поэтому хорошим решением проблемы стал «музей в чемодане».
Одна из основоположниц отечественного дошкольного образования в ХХ веке профессор Е. И. Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку.
Знакомство с коллекциями стимулирует эмоциональное и духовное обогащение детей, расширяет культурный кругозор. Это вносит в дошкольное образование, новизну и стимулирует дальнейшее развитие всесторонней деятельности.
«Консервативные» лекции уходят в прошлое, им на смену пришли интерактивные с элементами игр, наполненные непосредственной деятельностью детей. Широко практикуются активные формы познания, где ребенок может свободно высказывать свое мнение и выполнять творческие задания.
Объединение взаимодействия музея и образования — отражение общей тенденции к интеграции различных сфер знания и деятельности. Практика показала, включенность музея в общеобразовательный процесс способствует формированию нравственной готовности человека, к стремительным изменениям в мире, быть участником происходящих социальных преобразований.
В работе с музеем надо подходить, как к педагогическому процессу, исходить из строгого соблюдением возрастных особенностей. Даже маленький ребенок может оказаться в музейном пространстве, но знакомство с миром искусства надо построить с учетом его внутреннего мира.
А. Бакушинский первый в России осмыслил концептуальный подход к художественному развитию ребенка средствами музейной и образовательной среды, сделав попытку объединить профессиональное искусствоведение и педагогическую практику.
Целью создания музея является создание вокруг ребёнка одухотворённой среды, приобретение личного опыта соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир.
Задачами мини-музея стали:
Знакомство дошкольников с музеем, его значением и коллекциями.
Формирование чувства истории, чувства времени, ощущение неразрывной связи прошлого с настоящим и будущим.
Формирование нравственных ориентиров и патриотических чувств у дошкольников.
Развитие творческого мышления, воображения, фантазии.
Повышение роли музеев в образовании и воспитании.
Повышение профессионального уровня педагогов.
Идея создания музея, который можно приносить детям и моделировать под возраст и особенности детей, возникла из-за отсутствия места для отдельной выставки. Музеем стали старые чемоданы, которые отыскали на дачах и антресолях. При выборе профиля мини-музея определились с направлениями. Рассматривали выбор направлений с точки зрения актуальности и возможности приобретения и сбора. Было собрано три коллекции для младшего возраста — это коллекция матрешек, для старшего возраста коллекция значков и фотоаппаратов.
Собирали экспонаты всем коллективом с привлечением родителей, которые сначала не охотно включались в процесс, но потом стали спрашивать и интересоваться, активнее приносили конечно же значки, по крупицам, все же удалось собрать экспонаты для мини музеев. Коллекции поместились в чемодан, а также рисунки, тексты, фотодокументы, слайды, фильмы, творческие задания по теме.
Методический процесс организации «Музея в чемодане» в детском саду оказался увлекательный. Он включал следующее:
Сбор коллекций.
Составление библиографии по коллекциям.
Повышение квалификации педагогов путем изучения материала по коллекциям.
Использование электронных образовательных ресурсов, подбор материалов.
Подбор художественно-дидактических пособий.
Всю работу по созданию мини-музеев можно разделить на три этапа:
подготовительный, практический, деятельный.
Рассматривалось все с точки зрения применяемости в повседневной жизни образовательного учреждения.
На подготовительном этапе:
Выбрали направление и обсудили возрастные интересы детей.
Определили перспективы создания коллекций и возможности сбора коллекций и их пополнения.
Определились с оформлением и размещением экспонатов.
Разработали формы работы с коллекциями, разработали конспекты с использованием коллекций.
Практический этап деятельности состоял в оформлении старых чемоданов под нужную коллекцию. Коллекция матрешек была оформлена в русском народном стиле. Коллекцию значков было решено оформить с элементами спорта и делать акцент на физическое воспитание, так как значков спортивных оказалось больше, а эта тема актуальна. Коллекцию фотоаппаратов, оформили старыми и новыми фотографиями, что сразу дает почувствовать контраст времен.
Музей передвижной, его можно перемещать, что экономит пространство, но при необходимости получения новой информации дает возможность им воспользоваться. Не находясь постоянно в игровом пространстве, позволяет сохранять к нему интерес и не утомляет детей.
В процессе создания коллекций родители постепенно, становились активными участниками, что способствовало стимулированию познавательной активности детей. Формировало партнёрские отношение, развивало доверие и уважение к педагогам со стороны родителей.
Деятельный этап работы был самый значимый. В нем постарались использовать все методы работы с детьми. Во многих музеях к экспонатам нельзя прикасаться, а дошкольникам хочется всегда не только посмотреть, но и потрогать. В создании наших музеев учитывали эту особенность и чем младше возраст, тем с коллекцией больше можно действовать. Ведущей деятельностью является игра, ребенок не только смотрит, но и прикасается, производит познавательную деятельность, он не просто созерцатель, а участник процесса. Когда ребенку дают возможность потрогать, рассмотреть в близи, произвести действия с экспонатом, он начинает интересоваться тем, что попало к нему в руки, заинтересованность помогает легче усваивать материал. В старшем дошкольном возрасте высокая зрительная активность позволяет визуально рассмотреть экспонаты, а тяга к общению подводит детей к множеству вопросов по поводу форм, цвета, фактур, что свидетельствует о готовности психологического восприятия коллекций.
Работа с экспонатами строится по принципам:
Наглядности, коллекции содержать большой наглядный материал.
Интеграции, учитывается содержание образовательной программы ДОУ.
Научности, экспонаты рассказывают о явлениях в выбранной темы, доступным для ребенка языком.
Мобильности, композиции переносятся в нужное помещение.
Доступности, все экспонаты доступны для детей.
Музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становятся незаменимыми помощниками в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество.
Деятельность и знакомство с экспонатами, в спокойной повседневной обстановке, когда не надо спешить и не кто не мешает, очень увлекает детей, она естественно стимулирует их творческую мысль, укрепляет и развивает познавательные интересы и индивидуальные особенности детей.
«Музей в чемодане» помог практически претворить новые педагогические идеи и методики, стал одним из способов организации образовательной среды и деятельности педагогов и детей.
Список использованной литературы
Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учебное пособие – М., Высш. шк., 2004 – 216 с.
Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учеб. – метод, пособие/ Под ред. Н.М. Ланковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
http://ped-kopilka.ru/blogs/50173/opyt-raboty-sozdanie-mini-muzeja-v-dou.html Блог Юруть И. В. 26.09.17
Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова, А.И. Мини-музей в детском саду. — М., «Линнка-Пресс», 2008 – 256 с.
http://ped-kopilka.ru/blogs/50173/opyt-raboty-sozdanie-mini-muzeja-v-dou.html Блог Юруть И. В. 26.09.17
Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова, А.И. Мини-музей в детском саду. — М., «Линнка-Пресс», 2008 – 256 с.